В.И.Литвинович И.Перченок Школа позиционной игры 1984

Изолированные шашки

Урок 17.

Ленинградская защита

1. c3-d4 f6-g5
2. b2-c3 g7-f6
3. c3-b4 b6-a5
4. d4-c5 a5:c3
5. d2:b4 f6-e5
(система с этим ходом введена в практику Б.Блиндером; чаще играют 5...h8-g7 или 5...g5-h4
6. b4-a5 d6:b4
7. a5:c3 g5-f4
8. e3:g5 h6:f4
9. c3-d4 e5:c3
10. g3:e5 h8-g7
11. c1-b2


Диаграмма71

8 O O O
7 O O O O
6
5 O
4
3 O O
2 O O O
1 O O O
a b c d e f g h
белые: a1, a3, b2, e1, e5, f2, g1, h2 (8)
черные: a7, b8, c3, c7, d8, e7, f8, g7 (8)

На первый взгляд позиция черных внушает опасения. Если, например, играть 11...e7-d6 12.b2:d4 d6:f4, то белые трижды атакуют шашку f4 с поля g3 и выигрывают ее. Но у черных находиться любопытный план защиты:
11... c7-b6!
12. b2:d4 b6-c5
13. d4:b6 a7:c5,
и следущим ходом (14...e7-f6 или 14...c5-d4) черные заберут изолированную шашку e5 и восстановят материальное положение. Правда в свою очередь, у черных может образоваться изолированная шашка на d4, но это не страшно: белые не обладают достаточными ресурсами для ее атаки.

Отказанный обратный кол

1. c3-b4 f6-e5
2. g3-h4 b6-a5
(черные отказываются от постановки обратного кола на f4, отсюда и название дебюта)
3. h2-g3 a5:c3
4. b2:f6 g7:e5
5. a3-b4!
(прежде чем осуществить связку в центре путем e3-f4, белым нужно овладеть важным полем a5 - здесь весьма существенно то обстоятельство, что черные не могут избавиться от связки разменом 5...e5-f4? 6.g3:e5 d6:f4 7.e3:g5 h6:f4 ввиду 8.f2-e3 с выигрышем шашки. Заметим, что если бы черная шашка вместо b8 занимала поле g7, то размен 5...e5-f4 был бы вполне целесообразен)
5...h8-g7
6. e3-f4
(медлить со связкой нельзя: черные подготавливали размен на f4)
6...e5-d4


Диаграмма 72

8 O O O
7 O O O O
6 O O
5
4 O O O O
3 O
2 O O
1 O O O O
a b c d e f g h
белые: a1, b4, c1, d2, e1, f2, f4, g1, g3, h4 (10)
черные: a7, b8, c7, d4, d6, d8, e7, f8, g7, h6 (10)

Попытка немедленно освободиться от связки позволяет белым форсированно достичь победы
7. d2-e3 c7-b6
(на 7... d6-c5 решает 8. b4:d6 e7:c5 9. c1-d2 с угрозой 10.g1-h2 и 11.f4-g5 h6:f4 12.g3:c3, а если 9... c7-d6, то 10. g1-h2 d4-c3 11. d2:b4 c5:a3 12. a1-b2 a3:c1 13. e3-d4 c1:g5 13. h4:h8 X)
8. e3:c5 b6:d4
9. g1-h2
(грозя 10.f4-g5)
9... d6-e5
10. f4:d6 e7:a3
11. c1-b2 a3:c1
12. g3-f4 c1:g5
12. h4:h8
, и белые выиграли.

В этом примере тактические мотивы помогли белым упешно решить задачу борьбы с изолированной шашкой на d4, что лишний раз подтверждает взаимосвязь стратегических и тактических приемов в процессе развития шашечной партии.